Антология беспокойной юности: рецензия на книгу М. Гундарина "Говорит Галилей"

2013-02-20 11:57:07

Афиша.amic.ru уже публиковала экспресс-отзыв Андрея Махаона на вышедший в свет роман Михаила Гундарина «Говорит Галилей». Теперь предлагаем вашему вниманию более развернутую рецензию на эту книгу молодого, но хорошо известного в крае и за его пределами прозаика и критика Владислава Пасечника


Михаил Гундарин умеет оставлять у читателя приятное чувство недосказанности. Свой роман «Говорит Галилей» он, согласно давней литературной традиции, начинает со своеобразной исповеди, беседы с читателем. Здесь он говорит «устами одного из героев, то есть, не очень взаправду», – верный, хоть и немного старомодный способ расставить все точки над «i». Автор как бы добровольно уходит за сцену, остается герой, во всем на него непохожий («мой рост – 185 см., вес – стараюсь держать в норме, нижнюю половину лица мне закрывает густая черная борода, а большую часть верхней – очки в тяжелой оправе[стр.8]»). Он имеет право голоса, но все сказанное им нельзя воспринимать чересчур серьезно. Не стоит даже пытаться связать характер героя с личностью автора. Между ними пропасть просто астрономического масштаба.

Галилей – это университетское прозвище главного героя. Повествование ведется от его лица (на что указывает название). Содержание романа рисует нам постепенную метаморфозу Галилея и окружающего его мира, причем характер повествования постепенно меняется от обыденного и реалистичного до фантасмагорического. Основное действие разворачивается в течение десяти последних дней 1987 года – переломного момента как в жизни Галилея, так и в судьбе страны. Гундарина стоит похвалить уже за это смелое решение. О перестройке написано столько, что браться за эту тему современному автору представляется делом самоубийственным. Здесь, однако, перестройка – скорее действующее лицо, чем историческая веха, персонаж, скрытый между строк, – в личности героя, в его окружении и, наконец, в ландшафте города П.

Привлекает внимание стилистическая неровность текста, его язык, местами вычурный, местами нарочито-упрощенный: «Какими-то тайными тропами внутри скалы текста, от буковки к буковке». Речь главного героя – Галилея – путанная, сбивчивая, вполне отражает хрупкий внутренний мир юноши. Но и здесь есть досадные авторские огрехи. Читаем: «Живо продышал окошко в полукруглом боковом стекле, слегка похожем на кабину самолета изнутри...» [стр. 107]. Иными словами, автору не всегда удается выдержать дневниковый стиль, там и тут сбивая повествование, сквозит гундаринская лирика. Создается впечатление, что автор присутствует не в самом тексте, а в каком-то ином, горнем мире, парит над романом на своих драконьих крыльях. Или, быть может, он просто сидит в закутке, между кроватью и батареей, греясь, читая и играя. Роман пишет Галилей, это его язык, его стиль, его воспоминания. Непонятно только, играет ли автор в прятки с читателем, или пытается, как это часто бывает с провинциальными писателями, на ровном месте, заново, изобрести русскую литературу. Нет, конечно, Гундарин - не провинциальный писатель. Его место в литературе трудно локализовать географически, ровно как и хронологически. Сам для себя он определяет каверну  между восьмидесятыми и девяностыми годами. Именно таков мир Галилея – поэтические вечера, борьба, гласность, алкоголь, обещание нового чувства жизни, девятый вал, разбившийся о «частный сектор». Все это город П., который никогда не существовал в реальности. Это платоновский «симулакрум», обман памяти, «подобие подобия». Именно из него автор возводит миф, в котором сказочные персонажи Пузырь, Соломинка и Лапоть с их фантомными собраниями, пытаются содействовать перестройке.

Галилей - не авторское альтер-эго, но лишь химера из гундаринского вивария. Автор безжалостен к своему герою – в финале он препарирует его как диковинное насекомое, режет борхесовским ланцетом, извлекая из еще живого тела материалы для своей антологии: «Библиотека Галилея», «Женщины Галилея», и наконец вытянув из несчастного препарата последний стон – «Галилей исчезает». Мифологический пласт в тексте прописан явными намеками и очевидными параллелями – Персей, Ганимед, Дракон, чье значение здесь двояко – это и древний хтонический образ, воплощение внешних, неумолимых сил, и в то же время чувственное, «подкорковое» начало в восприятии главного героя, его скрытое «Я». Тема гомосексуализма в романе имеет скорее пифагорейский характер, здесь мужеложество как факт есть нечто сродни античной мистерии, разоблачение некой страшной тайны. Есть мотив неких возвышенных, платонических чувств (испытываемых к Ахиллесу-Самойлову). В конце концов именно это чувство позволяет главному герою завершить свое превращение.

Финал романа – он же вердикт старому миру, населенному улялюмами, блистательными неудачниками и бездельниками, навсегда выброшенными из времени. Быть может здесь автор выносит приговор и своей каверне, вымышленному городу П., и множеству подобных ему городов, разбросанных среди лунных ландшафтов всеми забытой страны. С другой стороны, если сравнить современную литературу с Солнечной системой, то Гундарин более всего похож на планету-гигант, вроде Юпитера, – находясь на удаленной орбите, он благодаря своей величине и массе имеет собственную солнечную систему в миниатюре: вокруг него вращаются планеты-карлики – галилеевы луны, тела меньшего значения. Эта система существует кажется уже миллиарды лет, оставаясь неизменной, вопреки всем вселенским катаклизмам, и уже этим она интересна. Такие вещи не исчезают бесследно, и через много лет память о ней будет жить - в пыльных журнальных подшивках, или в монографии какого-нибудь астронома.

Владислав Пасечник






Комментарии

- гость -
20 Февраль, 12:03
АМИТЕЛ, косяк в лиде - рецензия не на Пасечника (он молодой), а на более маститого Гундарина - его роман "Говорит Галилей"
- гость -
20 Февраль, 12:33
После просмотра телепередач с Гундариным не возникает желания что-либо читать из его произведений.
Влад
20 Февраль, 13:54
Неряшливо как всегда - даже не вычитал ашпки и очепятки...
- гость -
20 Февраль, 14:41
По мне так лучше - "Апология беспокойной юности".

Оставить комментарий

Ваше имя: МультиВход
Комментарий:
Введите код c картинки: