«Мы много смотрим фильмов, но мало смотрим кино»: киновед Сергей Кудрявцев о "Киноликбезе" и зрителях

2013-04-25 16:52:00

Четвертый международный кинофестиваль авторского кино «Киноликбез» проходит в эти дни в Барнауле. Сегодня —Вячеслав Корнев второй день фестиваля. С момента открытия фестиваля жюри посмотрело уже порядка 20-ти фильмов. Всего же в этом году на фестиваль прислано около 100 фильмов. Среди которых — большинство короткометражных, но есть два полнометражных, игровое, документальное кино и авангардное.

Впрочем, как подчеркнул организатор «Киноликбеза» председатель фестиваля Вячеслав Корнев, фестиваль авторского кино в Барнауле носит «зрителе ориентированный характер»: «Это фестиваль, который пропагандирует кино некоммерческое, принадлежащее авторам и зрителям. Поэтому, может быть и хорошо, что мы не можем пригласить к себе всех авторов 100 картин, но зато мы можем больше внимания уделить зрителю. Наш фестиваль вырос из Клуба любителей интеллектуального кино — из потребности смотреть хорошее кино. Ниша, которую занимает фестиваль — некоммерческая и неофициозная. Поэтому мы будем смотреть фильмы, которые зритель не увидит в кинотеатрах, их трудно разыскать в интернете».

По оценке организаторов мероприятия, за прошедшие 4 года фестиваль значительно вырос и по уровню и по масштабности: «Фильмы первого фестиваля были в основном местные, практически сделанные на коленке. Это было наивно и смешно. Потом были второй, третий фестивали... И вот сегодня мы вырастаем уже в серьезное мероприятие. К нам присылают фильмы почти со всей России. Кино приходит сюда. И зритель - тоже. Посмотрим, каким будет зритель на этом фестивале, но в прошлом году мне показалось, что зритель к нам тоже пришел — его было больше, и он другой — вдумчивый, не такой, как в первый год», - считает один из членов жюри, арт-критик и ведущий программы «Афиша» Вадим Климов.

О статусе фестиваля говорит и тот факт, что в этом году председателем жюри стал известный российский критик, киновед Сергей Кудрявцев (Москва). По его мнению, зрителя надо воспитывать на хороших фильмах, но — ненавязчиво: «Навязывать ничего никому не надо. Но пытаться образовывать тактично и с умом, нужно. И делать это нужно всеми способами, которыми владеем: кто-то как критик, кто-то как создатель фильмов, а кто-то, как организатор фестивалей».

Кудрявцев рассказал о своих принципах оценки фильмов: «У меня есть три критерия: мне хочется удивляться — чтобы это была интересно рассказанная, увлекательная история, чтобы фильмы наводили на какие-то размышления и имели чувство кино, которого мне очень не хватает последние лет 20-ть. Я вспомнил цитату из одного из фильмов Годара: «Мы много смотрим фильмов, но мало смотрим кино». Так вот, хочется, чтобы кино стало больше».

После торжественного поднятия флага фестиваля, публика и жюри приступили к просмотру фильмов. Как пояснил Вячеслав Корнев,  Сергей Кудрявцевфестиваль - очень мобильный и на сайте "Киноликбеза" ежедневно публикуются отчеты о работе фестиваля  о просмотренных фильмах.
Афиша.amic.ru предлагает ознакомиться с некоторыми отзывами о фильмах-участниках фестиваля:

Анастасия Радцева
: "фильм из Санкт-Петербурга – «Телевизор-2», режиссёр Александр Шкуров. Он остроумно продемонстрировал нам безнадёжность современного рядового зрителя, которого не могут сподвигнуть ни на какую адекватную эмоцию даже фильмы высшей пробы. Автор короткометражки прилетел на фестиваль, и после фильма его сразу же засыпали вопросами, было очевидно, что «Телевизор-2» вызвал живой интерес у зрителей, из зала просили непременно снять продолжение.

Очень порадовала экранизация рассказа А.П. Чехова – короткометражный фильм «Варька» режиссёра из Москвы Петра Олевского. Очень красивая, хорошо поставленная картинка, повестование без лишних элементов, чистый звук, гармонирующая с изображением музыка,- всё доставляло эстетическое удовольствие. Побольше бы таких хороших экранизаций классики.

«Второе дыхание» Сергея Цысса (Москва) темой своей взяло мейнстримовскую нынче тему постапокалиптичного мира, но воплотило её по-настоящему авторски. Герой бродит по пустыне разрушенного мира в поисках железных баночек из-под «Pepsi» и т.п., а когда находит – делает из них цветочки-вертушки, которые крутятся на ветру, шуршат, бликуют на солнце. У него их уже небольшая «поляна». Когда он лежит на этой «поляне», ему кажется, что он в тёплый летний день спускается по песчаной тропинке к речушке с берегами, поросшими свежей зелёной травкой… Даже когда всё разрушено и нет надежды на воскресение, самая маленькая, самая слабая иллюзия его – уже спасение…"

 Елена Мишакина: "Единственный в сегодняшней программе  режиссер из Барнаула Антон Тимофеев  (обладатель Серебряного Жан-Люка КиноЛикбеза-3 «За поэтичный киноязык») представил в этом году свою новую короткометражную работу «На краю Наталья Николенковадней». Картина вызвала острые дискуссии и породила множество вопросов к режиссеру. По словам автора, идея фильма родилась из ассоциации: он увидел рекламу, где на свалку отвозят старые ненужные холодильники. Но в нашем жестоком мире ничто не мешает также поступить с человеком, не так ли? Фильм «На краю дней» совсем недидактичен, но он указывает на социальные дефекты общества, взывая к человеческой совести.

Другой прошлогодний лауреат фестиваля (на этот раз «За правильный пафос») Владимир Шапошников из г.Харьков (Украина) в этом году представил короткометражный игровой фильм «Кастинг», который несет на себе отпечаток  творческой и нестандартной натуры автора. Сценарий фильма строится на цитировании текстов Шекспира, Чехова, Пушкина, Брехта и других классиков, своего рода заметки на полях истории драматургии – постмодернистская короткометражка, где с помощью незаурядного чувства юмора и небольшого бюджета режиссер сумел погрузить зрителя в мир своей фантазии. Тут невольно приходит на ум другой конкурсант – Онер Бейбит (Алматы, Казахстан) с картиной «Бека», бесспорно, хорошо финансированной, что, увы, не повлияло на качество актерской игры и сценария. Конечно, у фильма есть свои плюсы: качественный звук, работа осветителей. Тут и напрашивается вопрос о критериях оценки фильма. Что важнее: технический профессионализм или идея, замысел? А быть может визуальная эстетика? Хотелось бы верить, что ответ на этот вопрос зрителям найти удастся".

Сегодня посмотреть фильмы кинофестиваля можно в кинотеатре "Премьера". Показы будут идти до 21-30. Завтра же, 26 апреля, фестиваль переместится в галерею "Республика ИЗО"(Космонавтов, 6 «Г»), где 26, 27 и 28 апреля состоятся просмотры фильмов конкурсной программы и другие фестивальные мероприятия. Кроме того, 26 апреля в арт-галерее «Sol» (ул. Гоголя, 52) состоится вечер театрального авангарда с участием Экспериментально-психологического театра «UNO», где будут показаны фрагменты спектаклей «Между двух стульев» (по Евгению Клюеву) и «Сон №9» (по Джону Леннону). 

А 27 апреля в 12 часов в библиотеке им. Шишкова состоится творческая встреча-дискуссия с Сергеем Кудрявцевым по вопросу «Есть ли кино на планете Земля?». Киновед также презентует свой энциклопедический двухтомник кинорецензий «3500» автографом автора.

 Полностью с программой фестиваля можно ознакомиться здесь  и на сайте Киноликбеза

Добавим, помимо награждения лучших фильмов, участвующих в фестивале, состоится награждение и зрителей - за лучший комментарий к фильму.






Оставить комментарий

Ваше имя: МультиВход
Комментарий:
Введите код c картинки: