Сильный спектакль о сильной женщине: в алтайской Драме представили премьеру «Жанна»

2013-05-17 07:30:20

Премьера спектакля «Жанна» по пьесе молодого и талантливого драматурга Ярославы Пулинович  идет в эти дни в алтайском краевом театре Драмы. Лена Кегелева и Александр Рогозин в спектакле Спектакль поставил главный режиссер Краснодарского театра Драмы Александр Огарев. На премьеру в Барнаул приехала и автор пьесы Ярослава Пулинович. После показа состоялась встреча автора, режиссера и артистов со зрителями.

Еще ранее Александр Огарев сказал, что видит в этой пьесе возрождение русского эпоса. В этот раз он также подтвердил свою точку зрения: «Я смотрю на эту пьесу… как на некий новый русский эпос. Все то же неуемное желание любви, те же потенции, существующие в людях и все та же невозможность воплотить этот потенциал. Это что-то необъяснимое, как если мы живем на территории, лишенной самой возможности счастья. И люди неистово ищут эту возможность и не находят...».

Главная героиня – Жанна – «сильная женщина», вышедшая из поколения 90-х, вынужденного выживать в условиях, вдруг лишивших их идеалов, средств к существованию и надежд на будущее.

«Тогда многие ломались. Особенно – мужчины. Среди выживших в то время, «сделавших себя» большинство женщин, которые перевербовались в «челноки», таскали на своих спинах тюки с вещами, крутились как могли, чтобы выжить. Жанна – одна из них. Это не конкретный человек, это собирательный образ. Но этот образ вполне реален», - описывает свою героиню драматург Ярослава Пулинович.

В спектакле главная героиня, описывая те лихие времена, вспоминает: «И такая сила во мне, такая вера, такое чутье звериное проснулись! Я в тот момент женщиной стала, веришь – нет? Я такую страсть испытала, и азарт, и адреналин, что ни с одним мужиком мне потом так кайфово не было!»

Сегодня Жанна - очень обеспеченная дама, имеющая сеть магазинов и огромный дом, в половину комнат которого она никогда не заходит. Сегодня она – сильная, жесткая, (или жестокая?), богатая и – несчастная.

Актриса Елена Кегелева настолько ярко играет роль, что видишь каждый душевный поворот ее героини. Каждый раз она настоящая: когда катается от боли Анна Бекчанова в роли Кати в спектакле после ухода любимого, променявшего ее на другую. Когда готова принять его обратно, пришедшего к ней голодного, без денег и без работы. Когда приходит на могилу отцу, которому установила  шикарный памятник, приносит дорогие цветы и все – для того, чтобы он – «мразь редкостная» – в гробу переворачивался от вины за то, что сделал с ней и с матерью. Когда  открывает свои двери перед бывшим любовником, его женщиной и их ребенком, и когда решает отобрать ребенка у настоящих родителей… 

Сжатая пружина, не задумывавшаяся о чувствах и мыслях, о жизни других, зависящих от нее людей.     

«Как мы должны относиться к Жанне? Жалеть или порицать?» - спросил один из участников обсуждения спектакля.

Каждый выбирает сам. Жанна на сцену пришла из жизни. По мне  - она не плохая и не хорошая. Обычная, каких много вокруг нас и становится все больше.  Да, наверное, мы и сами становимся такими. «Слышишь, не плач!, Я сильная! Я всех сотру в порошок!» - аутотренинг главной героини наверняка знаком многим зрителям и многие из нас сегодня, чтобы достичь цели, идут по головам. Становимся ли мы от этого счастливее?

Спектакль очень многопланов. Сюжетные повороты, переплетенные судьбы, монологи и диалоги… Глядя на Ярославу Пулинович становится удивительно, как этой юной девушке удалось настолько точно передать переживания, психологию столь разных людей, в том числе и тех, которые много старше ее.

Замечательно, как воплотил замысел автора пьесы режиссер спектакля – Александр Огарев. Великолепно сыграли артисты.

Декораций - минимум: стол, стулья и светильники. От действа не отвлекает ничего.

Лена КегелеваОгромный стол вообще универсален: он же и стол, и кровать, и даже памятник на кладбище. Он же  – дорога, по которой сквозь снег и ветер, идут из роддома с ребенком Андрей и Катя, оставшиеся без денег,  без дома, без надежд …     

Психологическое состояние героев оттеняет музыка. Огарев использует для этого старинные русские песни. На первый взгляд странное сочетание – современная драма и старинные песни – дает зрителю более полное представление о внутреннем состоянии героев. «Современные композиции дали бы плоский результат. А старинные русские песни – это вечные истории, это нежность, это печаль, тоска – то, что и испытывают наши герои», - говорит режиссер.

Этот спектакль - о любви, во всех ее проявлениях, и о несчастье, когда ее нет. Пьяный партнер по бизнесу рассказывает Жанне о том, как ненавидит свою жену и как безгранично любит трехлетнюю дочку…

Подчиненная Жанны отказывается принимать участие в вечеринке с «мальчиками по вызову». «У меня жених. Я люблю его», - и соглашается после назначения Ярослава Пулинович и Александр Огаревее на более высокую должность…

Две женщины делят мужчину. Старшая – трет ему «пяточки пемзой», заказывает любимые кушанья из ресторана. Младшая – сама требует к себе заботы. Мужчина выбирает ту, что дает ему возможность проявить качества главы семьи. Правда, как выясняется позже, сделать это он оказался не в состоянии.

«В вашем спектакле на мужчин наложен какой-то уничижительный отпечаток. За что вы их так обижаете?» - зритель.

«Ничего подобного мной не задумывалось. Наверное, получилось случайно. Напротив, я люблю мужчин!», - Ярослава.

«Это тоже отражение современной тенденции. Сейчас большинство мужчин инфантильны. Я сам о себе могу сказать, что начал избавляться от этого только годам к 40-ка» - Александр Огарев.

Актеры, игравшие в спектакле Барнаульцам представлен измененный спектакль: в прошлом году, во время работы лаборатории «Новое завтра», зрители увидели постановку с открытым финалом. Сейчас Ярослава дописала новый финал: Жанна решает отобрать родившегося ребенка у родителей. Понятно, что ей это удастся.

«Жанна не была бы Жанной, если бы этого не сделала. Она привыкла управлять. Все остальные вокруг нее – марионетки. В этом ее сила и ее трагедия,  - объясняет свое решение автор пьесы, - Почему вы считаете, что это трагичный финал? С ребенком все будет хорошо – Жанна сумеет обеспечить его самым лучшим. А у нее появится свой поплавок в этой жизни. Она сможет отдать ему всю любовь, которая в ней копилась, весь свой потенциал…».

«Этот финал более жизненнен. Да, он жесткий и не оставляет надежд на примирение, как это было раньше. Но он отвечает сегодняшним реалиям. Сегодняшнему поведению людей», - поддерживает Ярославу Александр Огарев.

Спектакль не вынимает душу, он заставляет заглянуть в нее. Недаром зрители не сразу поняли, что спектакль закончился. Аплодировали стоя и  долго. Но - словно смотря внутрь себя. И только потом уже, будто опомнившись, кричали «Браво!».


Елена Лепезина

Фото ИА "Амител"







Комментарии

Михаил
17 Май, 08:08
Смотрел.. Современная драматургия, помноженная на провинциальное воспрятие, выдает дикую смесь пошлости и банальщины.
- гость -
17 Май, 10:00
Для 08:08
Может Вы отличаетесь от граждан страны?

Оставить комментарий

Ваше имя: МультиВход
Комментарий:
Введите код c картинки: