Как будет «Черга» по-французски?: Барнаул посетили потомки художника Александра Мако

2013-09-24 14:10:00

В начале сентября столицу Алтайского края посетили потомки художника XIX века Александра Мако, родившегося в Барнауле. В зрелом возрасте художник никогда в родном городе не жил. Вместе с тем Александр Эдуардович Мако (1851 - 1925) является первым барнаульцем, кто смог стать профессиональным живописцем. Кроме того, он является представителем целой династии художников: рисовал его отец - Иосиф Мако ( Александр взял себе другое отчество  - Эдуардович), его сын - Сергей или Серж стал также успешным художником, переехал во Францию. Барнаульский искусствовед Дмитрий Золотарев одним из первых заинтересовался судьбой Александра Мако, написал о нем исследовательский материал.Сегодня мы предлагаем читателям Афиша.amic.ru новый материал Дмитрия Золотарева о художнике и его близких, а также об открытии, которое было сделано во время посещения Алтая потомками Александра Мако.     


Французские потомки художника посетили ряд мест в Сибири. Городом, привлекшим их основное внимание, стал Томск. Здесь в ХIХ веке, после краткого барнаульского эпизода, жили их предки. В томских музеях хранятся не только живописные работы Александра Мако, но и графика его отца Иосифа Мако. С помощью одного французского культурного фонда потомки Мако, при активном участии музеев Томска, провели конференцию, посвященную памяти и наследию художников.

Барнаул был важен им как город, где родился Александр Мако и место, где была написана тринадцать лет назад, первая полная биографическая статья о нем. Как автор этой работы, хочу сказать несколько слов. Историю бытования имеют не только артефакты, но и статьи. За прошедшие годы та статья с помощью Интернета была активно востребована различными ресурсами и информационными библиотеками, стала «классическим источником». Ничто не является вечной истиной, в последнее время стали активно появляться новые специальные исследования о художниках Мако. Тем не менее, статья живет своей жизнью, принося некую долю известности ее автору. Что, в общем-то, и удивительно, за примерами, когда некоторые искусствоведческие сборники, уже к своему выходу морально устаревают, и превращаются в макулатуру, ходить далеко не надо. Было приятно знать, что о моих искусствоведческих трудах осведомлены во Франции лучше, чем, например, исследователи из Петербурга.

Прямое общение с родственниками художников принесло целый информационный пласт сведений и знаний, который помог прояснить многие неясности, расставить точки над «и». Главное в понимании всех Мако, что это действительно цельная династия профессиональных художников, которая своим творческим развитием связанна и с Барнаулом и с Горным Алтаем.

Иосиф Мако, художник-портретист, подданный Австро-Венгерской Империи, приехал в Сибирь в конце 1840-х годов. Как художник он полностью не реализовался, да видимо и не стремился. Он удачно женился, и даже впоследствии поменял свою профессию на более престижную, став управляющим золотого рудника. Жил он в Томске, там же был похоронен.

Александр Мако, про которого известно уже достаточно, тоже приоткрыл некоторые свои тайны. Выяснилось, что встречающиеся сведения об его заимки в Горном Алтае, были во многом неполны. А именно этот факт оказался очень важным. «Заимка» представляла собой крупное земельное владение в окрестностях Черги (французы-потомки посетили и это место). В Черге был выстроен дом, который Александр Мако задолго до Григория Гуркина использовал как мастерскую художника. Там же он занимался охотой. Что-то произошло с ним, что он «прикипел» к этому месту. И живя позже в Петербурге или на Украине, Александр Мако выделял время, и неоднократно летом, отправлялся в далекое путешествие на Алтай. В Черге он также занимался разведением и изображением породистых собак, взятых чуть ли не из самих лучших царских псарен.

Выяснилось, и это действительно, небольшая сенсация для местной истории искусств, что и творчество Сергея – или СержаМако так же связанно с этой заимкой. Известно, что он писал не только окружающие пейзажи Горного Алтая, но одним из первых русских художников предпринял путешествие в Монголию. Позже он жил в Западной Европе, во Франции, куда он предусмотрительно вывез семейный архив. В 1920-30-е годы в эпоху ар-деко возвращается мода на большие путешествия художников на Восток: Николай Рерих, Александр Яковлев. Монгольской серии работ Сержа Мако так же сопутствовал успех. Его дети продолжили творческую династию: они фотографы, художники, как возглавившая по старшинству французскую «делегацию» дочь Сержа Мако – Кати.

Теперь французские потомки семьи Мако точно знают, где находится волшебное для них в течение многих поколений загадочное место Черга!

Дмитрий Золотарев


Справка: Мако Александр Эдуардович (14(26) июня 1851 года, Барнаул — 6 февраля 1925 года, Томск) Русский живописец, «художник двухмерного пространства»

Родился в семье художника-аквалериста, австрийца по происхождению. Окончил Томскую мужскую гимназию (1869). Уехал в Мюнхен к деду, учился в Мюнхенской АХ. 30 апреля 1874 года получил звание неклассного художника по решению Совета Петербургской Академии художеств за присланные работы «Лошадь при яслях», «Собака», натюрморт «Разные вещи». Работы выставлялись на Весенних выставках АХ.

В конце 1870-х жил в Томске, преподавал рисование в Мариинской женской гимназии, открыл собственную художественную студию. Среди его учеников братья Оржешко (в том числе В. Оржешко). Занимался также скульптурой — бюст П. И. Чайковского для Томского отделения Императорского Музыкального общества, бюст А. С. Пушкина к столетию с дня рождения поэта (1899). В середине 1890-х годов занимался коневодством на Алтае.

В 1905 году переехал в Киев, в 1910—1913 годах активный участник киевских художественных выставок, 7-й Осенней выставки в Петербурге (1912), где с большим успехом представил серию работ, посвящённую охоте. Один из учредителей Общества художников-киевлян (1914). После 1917 года снова выставлялся в Томске.

Писал картины для великого князя Михаила Александровича, был его придворным живописцем. Автор пейзажей, этнографических композиций и охотничьих сцен, в последние годы — батальных сцен.

Произведения педставлены в музейных и частных собраниях Киева, Томского областного художественного музея, Омского музея изобразительных искусств и других городов.


На фото: дочь Сержа Мако Кати Мако с родственником Николя в Барнауле.

Фото Дмитрия Золотарева.








Оставить комментарий

Ваше имя: МультиВход
Комментарий:
Введите код c картинки: