Алтайская поэтесса Идалия Шевцова: в сборнике Бродского «Осенний крик ястреба» опубликованы и мои стихотворения

2013-10-03 06:30:08

Иосиф БродскийИзвестная алтайская поэтесса Идалия Шевцова утверждает, что в сборнике «Осенний крик ястреба» под именем Иосифа Бродского опубликовано несколько ее стихотворений. Об этом поэтесса написала в своей книге «Командировка в юность», опубликованной в 2013 году.

Речь идет о стихотворениях «Я родился и вырос в балтийских болотах..» и «Дворцов и замков свет. Дворцов и замков».

Автор книги подробно описывает при каких обстоятельствах были написаны ею строчки, почему именно это слово попало в данное стихотворение.

Идалия Шевцова описывает, что познакомилась с Иосифом Бродским в 1960 году в Ораниенбауме (Ломоносов). Она работала в детских яслях, и заведующая ей рассказала, что у них подрабатывает сторожем человек, который "тоже хорошо пишет стихи". Этим человеком оказался Бродский. Шевцова пишет, что показала ему недавно написанные строчки:

Дворцов и замков свет. Дворцов и парков.

Цветник кирпичных роз, зимой расцветших!

Какой родной пейзаж утрат внезапных,

Какой прекрасный свист из лет прошедших...

Как будто чей-то след, давно знакомый,

Я вижу на снегу в стране сонливой,

Как будто предо мной не брег искомый,

А прежняя земля любви крикливой...

Бродский посоветовал ей заменить в первой строчке «парков» на «замков»: "Так и оставьте первую строку: – Дворцов и замков свет. Дворцов и замков. Как бы утверждая при повторении об их свете. И простите, мы после договорим ещё, когда встретимся... Пишите. У Вас получается".

Как следует из книги, позже Идалия и Бродский неоднократно встречались, беседовали. «Мне было интересно слушать Бродского, он поэтически развивал мысль, я подхватывала, тогда он прислушивался ко мне, а потом мягко входил в канву нашего разговора, не перебивая, а дополняя мои рассуждения».

О себе Бродский рассказывал: "Да я сам недавно только стал писать. У меня есть знакомая женщина – поэт, она и мне поможет, если что, и тебе подскажет..."

Стихотворение, которое читателям известно как «Я родился и вырос в балтийских болотах», по словам Идалии Шевцовой в ее варианте начиналось так: «Я на Алтае родилась, а выросла в балтийских болотах, подле Финских серых цинковых волн, всегда набегающих по две,..»

Шевцова пишет, что стихотворение было написано на пляже, где Идалия и Бродский вместе загорали:

«...Я лежала и на тетрадном листочке набрасывала новое стихотворение. А Иосиф ушёл купаться...

 – Я на Алтае родилась, а выросла в балтийских болотах, подле 

Финских серых цинковых волн, всегда набегающих по две,

 И отсюда – все рифмы, отсюда тот блёклый голос, 

( вначале – блёклые голоса, что слышались вокруг, но рифма не получалась, я хотела отразить ещё и растрёпанные по волнам волосы, когда женщины купаются, но как это выразить лучше, не знала и тогда взяла единственное число) 

Вьющийся между ними, как мокрый волос,

 (если вьётся вообще?) В скобках я написала, чтобы потом доработать, потому что засомневалась в правильности подачи образа...Далее пишу: 

– Облокотясь на локоть, раковина ушная в них (сейчас я в поэзии не употребляю неблагозвучное «в них») различит не рокот,

 Но хлопки полотна, ставень (добавила, так как напротив пляжа шли частные редкие домики, ведь где на пляже, если разобраться, ставни?), ладоней, (собравшиеся отдельными кружками отдыхающие хлопали читающему импровизации), чайник, 

кипящий на керосинке, максимум – крики чаек. (Здесь я употребила слово «максимум» с тем, чтобы показать читателю сильный шум, создаваемый окружающим... Сначала я написала « и в дополнении – крики чаек», а потом быстро пришло в голову «максимум». Края Ленинградской области оставались для меня не родными, и я тосковала по Алтаю, как сейчас, спустя десятки лет, тоскую о Рамбове, Петродворце, Стрельне. Отсюда и такое выражение в стихах:

 – В этих плоских краях то и хранит от фальши 

Сердце, что скрыться негде, и видно дальше. ( Имела ввиду, и даль водную Финского залива, когда долго идёшь, а вода – по-колено, и далёкие края раннего детства).

 Это только для звука пространство всегда помеха: 

Глаз не посетует на недостаток эха. ( Только потом я буду с опытом жизни знать, что звук действует отрицательно, если неприятный и громкий, на зрение)...».

Далее по словам Шевцовой, вышел из воды Бродский, прочитал и одобрил. Идалия пошла купаться, «а когда подошла с новыми мыслями, чтобы дописать на листке и кое-что поправить, стихов уже не было. Бродский лежал, закрыв глаза, словно дремал.

– Простите, а Вы не видели, куда делся листок с наброском?

– Наверное, его ветер куда-то унёс.....

Так свой тетрадный листок я и не нашла..».

Перед отъездом, в 1961 году, Шевцова передала Бродскому свою поэтическую тетрадь под названием «Осенний крик ястреба».А в середине шестидесятых получила от него открытку, где «он .. написал просьбу о том, чтобы я разрешила поместить ему мои стихи в его книгу с названием, какое мы вместе обсуждали...Вначале я растерялась этому предложению, а вспомнив, что он обещал мне с помощью известной и влиятельной поэтессы помочь в издании моих стихов из тетради «Осенний крик ястреба», обрадовалась... ответив, что ДА, разрешаю, но хорошо было бы как-то отметить, что они мои, если это возможно... Видать, возможности не представилось..."

Почему только спустя долгие годы поэтесса решила рассказать об этой истории? Сама она отвечает так: "В течение долгих лет я не решалась открыть, казалось бы, обыкновенные воспоминания своей непростой жизни. Постоянно удерживала мысль, что могут неправильно понять, а то и подумать, а не свихнулась ли она, примазываясь к высокому имени поэта? Да и отношение к Иосифу Бродскому всегда неординарное, тем более в советское время о нём было лучше молчать: не накликать бы чего на себя?.."

Сегодня Шевцова не предъявляет никаких обвинений нобелевскому лауреату, впрочем отмечая, что в то время "допустила ошибку" Но - "в то же самое время, приходит мысль о том, что, слава Богу, стихи, с таким душевным памятным накалом, не пропали, а нашли дорогу к людям пусть под другой фамилией, но напечатаны...".

Отметим, что барнаульский критик Андрей Махаонв своей рецензии на книгу "Командировка в юность" весьма скептично отнесся к данным мемуарам Идалии Шевцовой:

"Как говорится, nocomments. Последний раз такой случай в художественной литературе описан Достоевским – помните генерала Иволгина, рассказывающего о своих встречах с Наполеоном? .. Что ж, память – пластичный материал, а самовнушение – великая вещь! Тем более что другие стихотворные опыты Шевцовой даже отдаленно не напоминают эту отстраненную манеру, приближаясь к образцам альбомной лирики наших мам и бабушек.

Отмечу важный плюс: поминутно, дословно переданы разговоры автора с опальным поэтом. И, надо сказать, в них действительно чувствуется неповторимый, грубоватый стиль его разговоров (смотрите «Беседы с Бродским» Соломона Волкова), спрятанные за лаконичными отговорками – усталость и снобизм. Возможно, Шевцова действительно непродолжительное время общалась с Бродским или художественно воссоздала его речь по чужим лекалам. Но я уверен, у Иосифа Александровича хватало своих замыслов и стихов, чтобы ТАК кусочничать. Впрочем, серьезный текстологический анализ мне сейчас не по силам...", - признается критик.

Книга Идалии Шевцовой "Командировка в юность" доступна насайте Алтайского дома литераторов.

Справка:

Ио́сиф Алекса́ндрович Бро́дский (24 мая1940 года, Ленинград, СССР — 28 января1996 года, Нью-Йорк, США) — русский и американский поэт, эссеист, драматург, переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе 1987 года, поэт-лауреат США в 1991—1992 годах. Стихи писал преимущественно на русском языке, эссеистику — на английском. Один из крупнейших русских поэтов XX века.

Идалия Шевцова (Идия Федоровна Урсатий) родилась 26 ноября 1939 года в с. Завьялово Алтайского края. Закончила Ленинградское медицинское училище №14, среднюю школу рабочей молодёжи в Ломоносове (Ораниенбаум) в 1961г., педагогический институт в г. Бийске в 1969г. Работала медиком, учителем, инспектором по делам несовершеннолетних, библиотекарем.

Награждена медалью за безупречную службу 3 степени. Отличник Советской милиции, Лауреат Всесоюзного Фестиваля Народного Творчества (Москва – 1987г.). Победитель конкурса к 50-летию Победы за книгу стихов «Соната военных лет» (г.Барнаул); участница дней Славянской письменности и культуры в Республике Молдова 1997 г. Награждена почетной грамотой за многолетний плодотворный вклад в развитие культуры края (Правление СП России 2004г., г. Барнаул). Руководитель поэтического кружка «Рукоделие души» (гимназия №2), член бюро клуба Шукшинистов. Руководитель заочного поэтического кружка «Ветка сирени» в г. Рыбница.

В СП Приднестровья с 1995 года, в Международном Сообществе Писательских Союзов с 2000 года, в СП России с 17 октября 2006 года. Ветеран труда.

 Публиковалась на Алтае, в Омске, Новосибирске, Искитиме, Убинске, Узбекистане, Москве, Санкт-Петербурге, Магадане, Кишиневе, Тирасполе, Рыбнице, Резине и других городах Росси и зарубежья. Стихи и проза вошли в антологию писателей Приднестровья и Алтайского края.







Комментарии

Моня
03 Октябрь, 07:09
Осеннее обострение: смертельная опасность подстерегает 85% россиян
КвП
03 Октябрь, 07:49
я Пушкину диктовали и не че, помалкиваю
- гость -
03 Октябрь, 09:57
Только хотела написать: а не сохранился ли листок с наброском, экспертизу бы сделать... А оно - вон оно как, ветер унёс. Вообще, история, конечно, забавная. Позабавнее той, когда певица Линда собиралась подать в суд на Мадонну за "слизанный" клип.
Во как!
03 Октябрь, 11:41
Ну, во-первых, "известная поэтесса" - слишком громко. Известна узкому кругу с таким же узким творчеством. Во-вторых, И Ш просто не могла ТАК написать (на таком уровне). Прочитайте несколько стихотворений автора и поймете сами. А публичная попытка таким образом напомнить о себе - черный пиар слабоодаренного человека. Благо, издать за собственные деньги можно все.
- гость -
03 Октябрь, 21:35

а зачем ей это- зря тень на давно ушедшего человека наводить?
Не удивлюсь, если действительно Бродский не проявил особой щепетильности в вопросе авторства.
ход мыслей могу примерно вообразить: Подумаешь, какая-то никому неизвестная молодая неудачница из Союза с несколькими удачными идеями! почему бы и не воспользоваться?- я-то гениальнее, и найду, как их обработать и пристроить.
Ну а предприимчивость - это, так сказать, в крови.. менталитет-с..)

Всем предыдущим
03 Октябрь, 22:12
Вообще говоря, все созданное гоем есть res nullius – вещь, никому не принадлежащая, и хозяином этой «вещи» является первый нашедший иудей. Посещавшие в свое время поэтическую студию Юдалевича могли бы рассказать много подобных историй.
- гость -
04 Октябрь, 02:07
поэтическую студию Юдалевича

.. улыбнуло:
-Марк, а где тут был мой листочек с набросками7...
- не знаю..поищи под столом.. может, ветром унесло?...))

- гость -
04 Октябрь, 14:38
А что это такое: поэтическая студия (имярек)?
Поэтическая. Но студия. Студия. Но поэтическая.
И к тому же имярек. Всё это было бы смешно...
- гость -
04 Октябрь, 15:14
Шевцова из того же Бийска, что и Образцов, а там подход простой - все средства хороши...
- гость -
04 Октябрь, 18:38
Ох уж эти мне бийчане да бийчанки, байкеры да баегуры!..
- гость -
04 Октябрь, 20:38
э-э! вы там полегче на бийчан! Образцова-то Барнаул у себя приютил и подкармливает, вот и делайте выводы, чей он выкормыш.
- гость -
04 Октябрь, 22:32
чёто плохо подкармливает Барнаул Образцова, ведь в чём душа только держится... вот Пасечника откормили так откормили, сразу видно местный выкормыш...
- гость -
05 Октябрь, 00:36
?????.. у Образцова есть душа?!..)) по стихам - не заметно!..))
Паркевич
05 Октябрь, 09:52
- гость - 05 Октябрь, 00:36 "по стихам - не заметно"
$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$
И не может быть заметно, ибо стихи еще не поэзия.
- гость -
05 Октябрь, 12:53
А если кто-то из любителей Бродского или его наследники подадут иск о защите честного имени поэта? Куда бежать будем?
- гость -
05 Октябрь, 16:38

ой-вей! а, пожалуй, таки стОит выгадать на этом свой маленький гешефт! ))

- гость -
06 Октябрь, 20:10
В Бийске еще есть небезызвестный Чернышков, который с вами рядом не стоял.
Остап Шило
24 Октябрь, 10:43
Вы бы, господа, почитали опусы Нифонтовой – мракобесия! Как она смакует сексуальные сценки, в которых один партнёр другому, во время акта, сует в рот солому и от этого просто «тащится»!!! Так что «винегрет» Шевцовой, по сравнению с «романом» Нифонтовой – просто безобидный лепет младенца. А почему же Махаон не трогает Нифонтову? Да потому, что он сидит в соседнем кабинете, и часто у неё столуется. Скажем так – боится кусать кормящую руку.

Оставить комментарий

Ваше имя: МультиВход
Комментарий:
Введите код c картинки: