От батайчанина – бийчанам: к 60-летию скульптора Сергея Исакова

2013-11-11 15:49:02

В будущем году известному российскому скульптору Сергею Исакову исполнится 60 лет. Во многих городах России, в том числе в Бийске и Горно-Алтайске, установлены его монументальные скульптуры. О творческом пути большого художника - в широком смысле - для "АФИШИ" рассказал искусствовед Дмитрий Золотарев.


«Искусство, я считаю, должно успокаивать: прошлое слишком мрачно»

С.М. Исаков

Сергей Михайлович Исаков – художник (пишет картины, пейзажи) и скульптор – получил известность в самом начале ХХI века, в годы, которые стали по отношению развития отечественного искусства пренебрежительно считаться «нулевыми». Своей творческой биографией, своими большими делами Сергей Исаков опровергает сложившийся стереотип.

Сергей Михайлович Исаков родился в Калининграде в 1954 году. Учился в Ростове и Московском университете искусств. В 1987 году окончил Бельгийскую академию изящных искусств. Участник ряда западноевропейских выставок тех лет. Живет в Батайске, небольшом южном городке около Ростова. Там же находится и его мастерская. Он – заслуженный художник России. Ему присвоена золотая медаль Российской академии художеств. А так же – он кавалер орденов преподобного Сергия Радонежского 3 степени и Святителя Иннокентия митрополита Московского и Коломенского 3 степени, награжден медалью ордена Святителя Николая Чудотворца «За дела милосердия».

Область проявления его таланта впечатляюща. Во многих городах России, в том числе и Бийске, установлены его монументальные скульптуры. Сергея Исакова без преувеличения можно считать ведущим российским скульптором ушедшего десятилетия. Его памятники поставлены не только в отечественных, но и зарубежных городах.

Творчество скульптора Сергея Исакова развивается по двум основным направлениям – светскому и религиозному. К светскому, менее разработанному, направлению относится памятник в городе Рыбаченске на Камчатке, в честь 100-летия подводного флота России. В Ростове установлен его монумент, посвященный ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС. Ярким примером этого направления является величественный бийский монумент Петру I.

Другое поле активных творческих поисков Сергея Исакова, ставшее на сегодняшний момент основным – это религиозное направление. Благодаря плодотворному сотрудничеству автора и Благотворительного фонда Святителя Николая Чудотворца (Москва), им впервые в русской истории воплощается в жизнь грандиозный по замыслу уникальный проект по установке монументальных памятников святым на границах России. Покой России должны оберегать и православные святые. Сергей Исаков автор установленных памятников святым на Чукотке, Майкопе. Планируется установка авторских памятников в Калининграде и на севере России. Особенно интересна история создания двух камчатских памятников. В Петропавловске-Камчатском установлен, поражающий воображение, торжественный неоампирный монумент святым Петру и Павлу. А в Анадыре на берегу моря стоит самая большая в мире грандиозная статуя Святого Николая Чудотворца, выполненная Сергеем Исаковым.

В Бийске, городе, расположенном на юге Сибири, первоначально возникшем как крепость для защиты российской территории, установлены три скульптурных памятника работы Сергея Михайловича Исакова, посвященных Святому Макарию, императору Петру I, Святым Петру и Февронии Муромским.

Первым установленным монументом работы Сергея Исакова в Бийске в 2009 году стала скульптура Святого Макария (памятник был установлен на территории бывшего Архирейского подворья). Для города Бийска, да и всего Алтайского края, это стало крупным культурным событием. Вызывало удивление даже не то, что внезапно возник отлитый из бронзы монументальный памятник, который явился и высокопрофессиональным произведением пластического искусства, а то, что этот памятник изображает православного святого – Святого Макария (Невского). Святой Макарий – историческое лицо, успешно организовавший и возглавивший в ХIХ веке Алтайскую духовную миссию. Памятник-монумент, посвященный святому – это было – да и остается – особенным, не привычным фактом.

Скульптурной фигуре Святого Макария присущ замкнутый, четкий контур. Одной рукой он благословляет паству, а в другой – держит макет православного храма. Целокупный образ, вбирающий в себя окружающее пространство, хорошо передает духовную мощь и силу святого. Отметим, что бийский памятник Святому Макарию несколько напоминает другие произведения Сергея Исакова, в частности, его прославленные образы Святого Николая. Рука мастера проявила себя, неосознанно «выдала» узнаваемые черты и признаки авторской манеры скульптора (большие скульптурные объемы сочетаются с декоративными элементами, бронзовый монумент «наполнен» одухотворяющей энергией, лицо святого воспринимается именно как портрет, а не отвлеченный лик). В интерпретации автора-скульптора Святой Макарий соразмерен фигурам библейских апостолов. Подобное сравнение возникло не случайно: не только Святому Николаю, но и Святому Макарию выпала обязанность оберегать границы России. Важно и то, что Бийск тогда познакомился со скульптором Сергеем Исаковым, произошла первая их встреча, впоследствии перешедшая в плодотворное сотрудничество Скульптора и Города.

Второй скульптурой украсившей Бийск стал бронзовый Петра I, эффектно восседающий на коне. В творческой биографии мастера уже был профессиональный опыт создания конных статуй. Так, в связи с юбилеем города, во Владимире Сергеем Исаковым был изваян и установлен торжественный конный монумент равноапостольному князю Владимиру и святителю Феодору, крестителям земли Владимирской. Более того, к этому редчайшему жанру скульптуры Сергей Исаков явно не равнодушен: в разные годы он работал над проектами разных конных статуй.

Скульптура Петра I на коне была установлена к празднованию 300-летнего юбилея города (монумент был воздвигнут позднее, в 2010 году). Трудно было предположить, что после всемирно известных конных статуй Петра I созданных гениями Растрелли и Фальконе в Петербурге, можно создать новый, оригинальный, отличимый от них его скульптурный образ. Однако такой памятник был создан скульптором Исаковым и навечно получил прописку в центре Бийска.

Император Петр I получился крайне убедительным. Известно, что лицо статуи было скопировано с прижизненного портрета Петра I, хранящегося в Нидерландах. Скульптура Петра наделена характеристиками победителя: приподнятая правая рука, горделивая осанка, устремленный вдаль взгляд. По определению, Петр I просто не может быть триумфатором. Возможно, свое дело оказали временные рамки создания скульптуры, совпавшие с 300-летним празднованием Полтавской битвы, но скульптурный образ бийского Петра более всего соответствует именно этому историческому моменту и этому историческому событию. Перед нами предстает военачальник, в самом расцвете сил, выигравший славную викторию и уже устремленный своими мыслями в день завтрашний.

Правдоподобным, «живым» получился и образ коня: прекрасное знание анатомии, виртуозная, «обтекаемая» маньеристкая лепка, выразительная усложненная поза животного со склоненной головой и приподнятой гарцующей ногой – фигура коня связана с постаментом тремя точками опоры. Причудливый абрис головы коня, его острые, торчащие уши, особенно хорошо заметные на фотографиях, невольно делают похожим облик реального коня на… сказочного единорога. По легендам известно, что единорог – это загадочное духовное существо. Очевидно, что автор скульптуры прибегает к своеобразному символизму, находя черты содержательной схожести в образах единорога и России. Не побоимся этого определения, этот конный монумент Петру I работы Сергея Исакова, является уникальным образцом скульптурного творчества не только в истории сибирского, но – и русского изобразительного искусства.

Третья авторская скульптура была установлена в Бийске в 2011 году. Ей оказался монумент из двух больших фигур, посвященный Святому князю Петру и святой княгини Февронии Муромским, благословляемых фигурой ангела с крестом.

В последнее время широкую известность обрел в России Святой Валентин – древнеримский мученик, так же являющимся своеобразным покровителем всех влюбленных. О Петре и Февронии Муромских, покровителях семьи и влюбленных в православной культуре, знают – или помнят – немногие. По легенде князь Петр – могучий воин, впавший в грех гордыни, и по этой причине обреченный на болезнь. Феврония – мудрая травница, дочь простого древолаза-бортника. Первое условие врачевания, которое она ставит князю, позже ставшим ее мужем – «если будет мягок сердцем и смирен», то обретет он исцеление… Расцвет этого сюжета наблюдается в русском изобразительном искусстве на рубеже ХVI–ХVII веков (иконы, вышитые покровы), смутного периода междуцарствия. Особенно актуальными семейные ценности стали и в «переходные» годы текущего времени.

Сергей Исаков по-своему трактует известный сюжет. Скульптор выбрал момент, когда легендарные персонажи скрепляют свои отношения клятвой супружеской верности. Памятник получился и торжественным, и сказочно-нарядным, в духе национального стиля модерн, где явное монументальное начало соседствует с почти ювелирной отделкой одежд Святых Петра и Февронии, узорчатостью ковра, присутствием мелких декоративных деталей. «Светский» молодцеватый Петр-жених, вызывает в памяти образы сказочных персонажей – Садко, переродившегося Ивана из «Конька-Горбунка» (в иконописи Петр изображался немощным болезненным старцем). Феврония в средневековой, закрытой одежде, олицетворяет духовное начало. Союз светского и духовного начал – та самая любовь Земная и Небесная… У скульптуры Святых Петра и Февронии есть «сюрприз» не заметный спереди. Сзади находится оригинальная ажурная конструкция (она служит подставкой для ангела), напоминающая готические табернакли. Так скульптор обыграл возможности круглой скульптуры. Нет ничего удивительного в том, что этот памятник станет наиболее «востребованным» – пунктом посещения всех бийчан, вступающих в брак.

Одновременно с установкой памятника в фойе Бийского драматического театра проходила персональная выставка работ Сергея Исакова. Эта выставка не только «аккомпанировала» основному событию – установке памятника, но и сама являлась значимой художественной акцией. На выставке были представлены небольшие оригинальные отливки-модели, первоначальные замыслы, позже воплощенные в монументальную форму. И – фотографии с конкретных мест – разных городов страны и мира, где уже установлены завершенные авторские памятники. На короткий миг все самые значимые творения скульптора – пусть и в миниатюре – собрались в Бийском драматическом театре.

Персональная экспозиция работ Сергея Исакова уехала из города, но в Бийске осталась уникальная «выставка» его скульптур. Три монументальных произведения одного автора, установлены в одно время и в одном городе – это заслуживающий внимания сенсационный факт. И это не просто заказные скульптуры, вылепленные на спех, а настоящие произведения пластического искусства. В Бийске возник скульптурный ансамбль – термин, характеризующий «высокое» искусство – работ российского скульптора Сергея Исакова.


Дмитрий Золотарев,

искусствовед






Комментарии

Дюша
12 Ноябрь, 16:14
Не зря этому Макару крест согнули...
Дюша
12 Ноябрь, 16:34
Я в смысле того, что во все времена были конъюнктурщики...При совке небось Брежнева лепил...Теперь партия велит лепить идиотов, уверовавших в еврейский эпос...
- гость -
15 Ноябрь, 15:30
Богу во младенчестве родственники обрезание сделали, а потом это событие праздником сделали. Воистину это правда.

Оставить комментарий

Ваше имя: МультиВход
Комментарий:
Введите код c картинки: