"Переходим к борьбе за качество": председатель "КиноЛикбез" Вячеслав Корнев о том, чего ждать барнаульцам от пятого фестиваля

2014-04-09 14:13:07

В Барнауле вовсю ведется подготовка к пятому международному кинофестивалю авторского кино КИНОЛИКБЕЗ . Напомним, в прошлом году четвертый кинофестиваль вызвал множество положительных откликов как зрителей, так и участников: много говорилось о повышении качества как проведения фестиваля, так и о повышении качества поступающих работ. Председателем жюри был известный российский кинокритик Сергей Кудрявцев. В этом году "КиноЛикбез" будет проходить с 14 по 17 мая. В настоящий момент ведется прием работ участников и решаются организационные моменты. Тем не менее, председатель кинофестиваля Вячеслав Корнев согласился рассказать Афише.amic.ru о некоторых особенностях  пятого кинофестиваля и о том, к чему стоит готовится его зрителям и участникам.

   

-Есть что-то в подготовке к предстоящему "КиноЛикбезу", что вас очень радует, как организатора и идейного вдохновителя фестиваля? 

- Заметно, что кинопроцесс в Барнауле и Алтайском крае оживился. Заметно прибавилось количество фильмов от местных авторов, появились новые имена. Те, кто в прошлом году просто присутствовал на фестивале, сегодня взялись за видеокамеры и пробуют свои возможности уже в качестве режиссеров, актеров, операторов. И хорошо еще, что в каждый из дней фестивальной программы можно будет встретиться с живыми авторами, задать им вопросы после показа, вступить в дискуссию. Чувствуется, что интерес к фестивалю растет – со стороны режиссеров, фестивальных менеджеров, представителей творческих союзов, зрителей, журналистов. Прогресс по сравнению с первыми двумя годами проведения «КиноЛикбеза» ощутимый.

- Кто в этом году в составе жюри? Есть ли "всемирно" известные лица? 

- Состав жюри на переправе не меняем. В прошлом году все оценщики поработали на совесть. Особенно председатель фестивального жюри – известный московский киновед и кинокритик  Сергей Валентинович Кудрявцев. Он честно и профессионально отсмотрел всю пятидневную программы, не пропустив ни одной киноминуты. На закрытом обсуждении итогов конкурса аргументированно изложил свою позицию в отношении всех номинантов, кого-то переубедил, к кому-то прислушался сам. В общем, показал высокий класс настоящего председателя. Учитывая этот опыт, мы заранее договорились о продлении совместной работы. Так что в этом вопросе особых изменений не будет. Хотя сюрпризы еще возможны.

- В прошлом году вы сожалели, что официальные лица края не оказывают поддержку фестивалю. Удалось ли сейчас объяснить важность «КиноЛикбеза» для культурной жизни региона, и получил ли фестиваль поддержку официальных лиц? 

- Нет, со стороны краевого комитета по культуре и администрации никакого внимания к «КиноЛикбезу» не проявлено. Тут все было заранее ясно. Есть главное культурное событие года на Алтае – Шукшинские чтения, и главное направление культурной политики, с которым слова «экспериментальный», «молодежный» «авангард» никак не сочетаются. Это для нас и хорошо, и плохо. Ясно, что любая поддержка не помешала бы. Мы могли бы тогда позволить приглашать режиссеров из других городов (не выплачивая им при этом огромные гонорары, как всегда бывает с топ-гостями Шукшинских чтений). Но зато вместе с этим патронажем в наш фестиваль могла бы проникнуть совсем иная атмосфера: заорганизованность, формализм, помпезность, чиновничья цензура. Было дело, я сам несколько раз работал в жюри шукшинского фестиваля – поэтому знаю кухню изнутри. Например, фильм по рассказу Василия Макаровича на шукшинском фестивале по определению не может остаться без награды (несмотря на собственно художественное качество). У нас в программе этого года тоже есть фильм по рассказу нашего великого земляка (одному из моих любимых, кстати, рассказов – «Срезал»). Но это обстоятельство на оценке картины никак не скажется – важны будут только эстетические, а не политические критерии.

- По итогам прошлого фестиваля вы говорили, что думаете несколько ужесточить правила отбора фильмов - будете ужесточать? 

- Да, поэтому я и сократил число фестивальных дней и общее количество часов, несмотря на все более возрастающий поток заявок. Мы стараемся брать только те картины, которые реально претендуют на победу в своей номинации. А целей представить всю российскую географию или как можно больше стран мира – таких целей уже нет. Мы преодолеваем обычные болезни роста провинциальных фестивалей, и от гонки за количеством или широтой кинематографического спектра переходим к борьбе за качество самих фильмов.

- Знаю, что прием работ участников еще продолжается, но наверняка уже часть поступивших отсмотрели, - что можете сказать об их уровне? 

- Поскольку отсеивается восемь-девять картин из каждого десятка, то в конкурсной программе будут фильмы самого высокого уровня. Иногда, правда, я отдаю предпочтение фильмам, в которых есть оригинальная идея, яркое высказывание режиссера (быть может, в ущерб операторской работе или техническим характеристикам видео), но «КиноЛикбез» и взял изначально направление на поддержку истинно авторского непопсового кино. Необычный взгляд на привычные вещи, фантазия, осмысленность содержания для нас гораздо интереснее, чем просто привлекательность кинокартинки. В этом главное отличие «КиноЛикбеза» от большинства фестивалей независимого кино – работы с глянцевой, но выхолощенной формой нас не подкупают. Ах, как красиво снято! – скажет про стандартный фестивальный фильм из Москвы или Питера (где с «картинкой» все в порядке) обычный зритель. А вот что сказано этой глянцевой картинкой? – это самый важный вопрос. 

- Много ли местных авторов и насколько они конкурентоспособны по сравнению со столичными?  

- Местных авторов около десятка - из Барнаула, Новоалтайска, Бийска. По сравнению с прошлым годом и число, и уровень подросли. Что до конкурентоспособности, то вопрос в том, в какой именно плоскости происходит это соперничество со столичными режиссерами (из которых большинство - профессионалы, выпускники столичных киновузов). В плане технических характеристик Москва и Питер превосходят и будут превосходить провинциальных авторов. Но шансы провинциалов - в оригинальных идеях, в нестандартности точки зрения, остроты сюжета и темы. Проблема в том, что ты хочешь сказать средствами киноязыка. Если за душой ничего нет, то никакая стерильная "картинка" и профессиональный звук, актерская игра и прочие компоненты не спасают. Поэтому, кстати, очень много работ из Москвы и Санкт-Петербурга отсеиваются уже на предварительной стадии: фильмы, похожие на все другие фильмы, типичные истории в духе "парень встречает девушку"...

- Есть ли изменения в номинациях по сравнению с прошлым годом? 

- Номинации все те же: короткометражное и полнометражное игровое, документальное кино, анимация. И фирменный для «КиноЛикбеза» конкурс работ в жанре «киноэссе», где простор воображению и творческой свободе еще более полный.

- Где в этом году будет проходить фестиваль?

- 14-17 мая вся конкурсная программа будет показана в галерее «Республика ИЗО». Там есть где развернуться в плане сопровождающих фестиваль мероприятий. Помимо самих сеансов будут проходить творческие встречи, выставки, мероприятия для зрителей. Как принято для всех «ликбезовских» мероприятий, в комплект фестиваля включена располагающая атмосфера: всегда горячий чай с угощениями, интересные занятия для зрителей, интерактивное и неформальное общение с гостями и режиссерами…

- Что вы бы еще хотели отметить по поводу "КиноЛикбеза"?

- Как декларирует официальный лозунг фестиваля: Смотри! Думай! Действуй! А материалов и поводов для того, другого и третьего на «КиноЛикбезе» будет много. Следите за развитием событий вокруг пятого «КиноЛикбеза»!


Добавим: последний день приема заявок на 5-й "КиноЛикбез" - 15 апреля. Конкурсная программа будет объявлена 20 апреля.

 Справка: КиноЛикбез - международный фестиваль независимого экспериментального кино. Цель фестиваля - объединение творческих сил кинематографистов России и русскоязычного Зарубежья на платформе интереса к независимому и некоммерческому киноискусству. "КИНОЛИКБЕЗ" - творческая лаборатория, где синтезируется именно экспериментальное, авангардное или просто непопсовое кино.

"КИНОЛИКБЕЗ" принимает на конкурс картины, неуютно чувствующие себя в прокруством ложе жанрового и высокобюджетного кино. Мелодрамы с хэппи-эндами, расширенные рекламные ролики сотовых телефонов, истории с минимальной смысловой нагрузкой - отсеиваются на стадии первичного отбора, - подчеркивают организаторы.

В 2013 году в фестивале приняли участие более 100 картин в пяти категориях (полнометражное, короткометражное, документальное кино, анимация, киноэссе). В конкурсе были представлены ленты из 35 городов России, стран СНГ и Дальнего Зарубежья. Жюри возглавлял известный российский кинокритик Сергей Кудрявцев. По итогам фестиваля было вручено 14 наград.  Наивысшую награду - Гран-при фестиваля получил документальный фильм «Дыхание тундры» (режиссер Михаил Горобчук, Россия, Москва, 2012).

Фото из архива Афиша.amic.ru






Комментарии

- гость -
09 Апрель, 15:30
О, да!
зритель
09 Апрель, 19:09
ждем!

Оставить комментарий

Ваше имя: МультиВход
Комментарий:
Введите код c картинки: