"Спасайся, кто может!": итоги и философия международного фестиваля авторского кино "Киноликбез" в Барнауле

2014-05-19 13:31:10

 В субботу, 17 мая, в Барнауле завершился пятый международный фестиваль авторского кино "Киноликбез".  Напомним, география фестиваля в этом году оказалась весьма обширна: на суд зрителя столицы Алтайского края свои фильмы выслали авторы авторы из Армении, Германии, Италии, США, Швеции, Франции, Казахстана, Белоруссии и Украины.
В субботу победители и лауреаты фестиваля получили заслуженных золотых и серебряных "Жан-Люков". А председатель жюри - известный российский кинокритик Сергей Кудрявцев поделился с читателями своими мыслями по поводу прошедшего фестиваля в Барнауле и тем, поднятых независимыми авторами.




СПАСАЙСЯ, КТО МОЖЕТ (ХОТЯ БЫ В КИНО)

Уже в последний день просмотров всех фильмов из конкурсной программы 5-го международного фестиваля авторского кино «Киноликбез» в Барнауле я поймал себя на мысли о том, что пятая часть представленных картин так или иначе рассказывает о смерти или о процессе старения и умирания.

Казалось бы, это неожиданно для всё-таки молодых авторов, которые преимущественно делают лишь свои первые шаги в кинематографе. С другой стороны, есть вполне логичное объяснение, что даже юные творцы хотели бы самовыражаться на экране не только при посредстве произведений с оригинальной художественной формой и необычными (не говоря уже о новаторских) приёмами, чего мне, пожалуй, не хватило в программе данного фестиваля. Как-то робко, неуверенно и без приличествующей возрасту авторской дерзости пытаются они заявить о себе. Классический вопрос «Чем удивлять будем?» практически повисает в воздухе без ответа.

Но вот интуитивно всё-таки чувствуют начинающие кинематографисты, что надо бы обращаться в своих фильмах к корневым, сущностным проблемам жизни и смерти, поскольку это вечно и непреходяще - и каждый человек, наверно, оказывается хоть раз на своём жизненном пути в ситуации подчас мучительного экзистенциального выбора. «Спасай, кто может (свою жизнь») - так называлась одна из принципиальных и важных лент «обновлённого Годара», который в 1980 году как бы вернулся в «большое кино» после целого ряда политических и эстетических экспериментов предшествующего десятилетия. Следует говорить с экрана о том, что волнует многих - и делать это так же взволнованно и обострённо по переживаниям, как если бы решалась в данный момент твоя личная судьба.

Вероятно, представленным в конкурсе фильмам недостаёт повышенного градуса эмоций - и какие-то из них созданы словно в атмосфере внутреннего холода или довольно равнодушного созерцания происходящего. Некоторая отстранённость от материала и порою абсурдистское восприятие действительности хороши лишь в том случае, когда авторы умеют передать своё беспокойство и подлинную боль из-за разных несправедливостей в мире. Это всё же объединяет такие несхожие картины, как по-хорошему хулиганский «Зомбокалипсис» москвича Вячеслава Кириллова, лишённую иллюзий, но не фантазий питерскую работу «Дримс» Антона Сухарева, минималистскую притчу «Строители» Адильхана Ержанова из Казахстана. Да и в других фильмах, которые привлекли моё внимание, присутствует некая философская ирония по отношению к явно несовершенной, а в чём-то даже подлой реальности: «Девушка с флагом» Дмитрия Майорова, «Киса» Семёна Вайнштейна, «Нарисованная птица» Евгения Татарова, «Норма жизни» Евгения Бяло.
И что остаётся нам в этих условиях - просто жить, по возможности спасаться тем, что близко и дорого в нашей жизни, в том числе находить своего рода успокоение и умиротворение в любимом деле, коим может быть съёмка фильмов (пусть не всегда есть шанс действительно этим заниматься) или же просмотр того, что сняли другие. «Спасительная горечь ностальгии», как считал Андрей Тарковский, помогает нам существовать на этом свете. Кино - один из видов ностальгии. Не про это ли - и анимационная лента «Оттенки серого» Александры Аверьяновой из Петербурга…

   Сергей Кудрявцев

Как проходило закрытие фестиваля и его награждение - смотрите в Видеодневнике четвертого дня международного фестиваля авторского кино "Киноликбез-5" (режиссер и оператор Вячеслав Андросов)

  

ИТОГИ МЕЖДУНАРОДНОГО  ФЕСТИВАЛЯ АВТОРСКОГО КИНО «КИНОЛИКБЕЗ»-V (2014)

 

ГРАН-ПРИ КИНОЛИКБЕЗА – ЗОЛОТОЙ ЖАН-ЛЮК Лучший фильм фестиваля
«Девушка с флагом» (режиссер Дмитрий Майоров, Россия, Москва, 2013)

 ЗОЛОТОЙ ЖАН-ЛЮК За лучший короткометражный фильм
«РобоКролик» (режиссер Сергей Цысс,  Россия, Москва, 2013)

ЗОЛОТОЙ ЖАН-ЛЮК За лучший полнометражный фильм
«Строители» (режиссер  Адильхан Ержанов,  Казахстан, 2014)

 ЗОЛОТОЙ ЖАН-ЛЮК За лучший документальный фильм
«Кардо» (режиссер  Светлана Сигалаева ,  Швеция-Россия, 2013)

 ЗОЛОТОЙ ЖАН-ЛЮК За лучшее киноэссе
«Новый свет» (Евгений Лумпов, Казахстан, Астана, 2014)

 ЗОЛОТОЙ ЖАН-ЛЮК За лучший анимационный  фильм
«Муравьиные песни» (режиссер Саша Свирский , Россия, пос. Советское Руно Ставропольского края, 2014)

 ЗОЛОТОЙ ЖАН-ЛЮК Приз зрительских симпатий
«Провода» (режиссеры Марина Мошкова, Татьяна Мошкова, Россия, Санкт-Петербург, 2014)

 

 СЕРЕБРЯНЫЙ ЖАН-ЛЮК «Новая волна» – за новаторское кино
«Влияние» (режиссер Георгий Парфиненко, Рубцовск, 2014)

 СЕРЕБРЯНЫЙ ЖАН-ЛЮК «Веселая наука» - за умное кино
«У наших» At our people ( режиссер Эл Эрсбурн, Германия, 2014)

 СЕРЕБРЯНЫЙ ЖАН-ЛЮК «Хвала любви» - за романтическое кинНарисованная птица (режиссер Евгений Татаров, Россия, Санкт-Петербург, 2013)

СЕРЕБРЯНЫЙ ЖАН-ЛЮК «Особая банда» - за необычное кино
«Мой завтрак»(режиссер Алексей Пряхин, Россия, Санкт-Петербург, 2013)

 СЕРЕБРЯНЫЙ ЖАН-ЛЮК «Фильм: социализм» - за правильный пафос
«Очаг»(режиссер Вениамин Тронин, Россия, Глазов, 2013)

 СЕРЕБРЯНЫЙ ЖАН-ЛЮК «Жить своей жизнью» – за жизнеутверждающее кино
«Зомбокалипсис» (режиссер Вячеслав Кириллов , Россия, Москва, 2013)

 СЕРЕБРЯНЫЙ ЖАН-ЛЮК «Сила слова» - за лучший сюжет
«Адаптированные»  (режиссер Михаил Бондаренко, Россия, Кемерово, 2009)







Комментарии

- гость -
19 Май, 13:44
...а гости заявленные?! так и простояли картонными чтоли?

Оставить комментарий

Ваше имя: МультиВход
Комментарий:
Введите код c картинки: